Hosted by uCoz
  «  Назад 

Егорьевская затея купцов Хлудовых


Сто сорок лет назад были проложены железнодорожные пути от Москвы до Коломны. И тогда ликование окрестных жителей по поводу Коломенской линии было всеобщим. Но вскоре находившиеся сравнительно недалеко (20 – 30 верст) от магистрали старые подмосковные города Зарайск, Егорьевск, Озеры стали настаивать на проведении к ним рельсового пути.

Наибольшую энергию и смекалку в этом вопросе проявили купцы братья Хлудовы, основавшие в Егорьевске большое ткацкое производство. Торговый дом «А., Н., Г. и Д. Ивана Хлудова сыновья» многое предпринял для развития здесь мануфактурного дела: строили новые корпуса, выписывали новейшие машины и станки, наращивали производство. Для сбыта продукции им особенно была нужна железная дорога.

В 1869 году братья Алексей и Герасим Хлудовы добились у железнодорожного ведомства разрешения на проведение ветки к городу Егорьевску от станции Воскресенск Московско-Рязанской железной дороги (Московско-Казанской дорога стала называться лишь с 1891 года).

С учетом всеобщего внимания и соответствующего финансирования (верста обошлась в 11325 рублей) однопутную ветку построили быстро. Уже в 1870 году станция Егорьевск была внесена во все железнодорожные атласы и тарифные руководства.

Наибольшая роль во всем этом деле принадлежала Алексею Ивановичу Хлудову, одному из членов обширной коммерческой семьи. По отзывам современников, это был человек весьма трудолюбивый, отличавшийся силой ума, большими природными способностями и энергией. Помимо предпринимательства, много времени уделял общественной деятельности. Он являлся членом Коммерческого суда, первым председателем Биржевого комитета, старшиной московского купеческого сословия. Немало сил и средств было отдано им и благотворительным учреждениям, ремесленным школам, поддержке больниц, богаделен для неизлечимых больных. Известен Алексей Иванович и как собиратель древних русских рукописей и старопечатных книг, из коих было составлено редкостное собрание. Однако, как и любой коммерсант, он своей выгоды не упускал. Хотя, случалось, попадал и впросак в погоне за прибылью. Так, например, избранный в 1872 году городской голова Егорьевска Никифор Бардыгин, строго следивший за соблюдением городских интересов, обратил внимание, что Хлудовы не платят налоги за использование ими городских земель. Добром утрясти вопрос не удалось, назревал конфликт двух сильных личностей – до Бардыгина Хлудовых никто тронуть не осмеливался.

Через несколько лет процесс уверенно стал склоняться в пользу города. Тогда правление фабрики Хлудовых обратилось к городу с предложением продать им арендуемую под фабрики землю, а равно и занятую железной дорогой. Согласно постановлению городской Думы Егорьевска было решено продать 23 десятины земли за 50 тысяч рублей и на этом дело закончить. Хлудовы не стали подсчитывать убытки, но приняли меры самые широкие для установления мира с городом, тем более что ожидалось серьезное расширение производства.

Здесь можно было бы и поставить точку на истории этой ветки, но железнодорожные строители пришли в этот город еще раз и вот по какому поводу. Так уж сложилось, что после прокладки веток на Егорьевск, Зарайск, Озеры Московско-Рязанская с 1871 по 1884 год практически не расширялась. Правление дороги все средства направляло на основательное переоборудование линии: укладывались вторые пути, разрабатывались и осуществлялись меры по улучшению ее пропускной способности, приобреталась новая техника. Немногие дороги России могли так подготовить свои тылы. И звездный час на Казанке пришелся на вторую волну массового железнодорожного строительства в стране.

С 1893 года дорога уверенно занимала лидирующие места. В 1903 – 1912 годах Московско-Казанская начала строительство линии Люберцы – Муром – Арзамас, ставшей головным участком крупной магистрали Москва – Екатеринбург! Вот здесь, на новой трассе, но в этот раз от станции Куровская опять-таки через старинный Егорьевск была проложена соединительная ветвь на Воскресенск – местные товары получили дополнительный выход на российский рынок. Каждая верста этой ветки стала давать 3280 рублей дохода, что для сети было весьма неплохо.

В историческом плане скромная эта ветвь Воскресенск – Егорьевск – Куровская сыграла свою роль в дни войны, особенно в период обороны Москвы. В последующие годы, став составной частью Большого Окружного кольца вокруг столицы, она уверенно справлялась с государственным объемом перевозок. Вот такое завершение получила эта давняя затея купцов Хлудовых.

Юлиан ТОЛСТОВ.

© «Гудок» 28.03.2003