Почему в Коломне два вокзала
Коломна – красивый старинный город у слияния Москвы-реки и Оки.
Расположились здесь древний Коломенский кремль, Старо-Голутвин монастырь, основанный Сергием Радонежским, крупнейшее предприятие транспортного машиностроения – знаменитый Коломзавод. Но примечателен город еще и тем, что имеет два вокзала – Голутвин и Коломна. Причем возникли они на заре железнодорожного строительства при прокладке Саратовской дороги.
А история такова. Частные учредители Общества Московско-Саратовской железной дороги, собрав необходимый капитал, замахнулись проложить рельсы сразу к берегам Волги и начать перевозки. Строить же дорогу пригласили специалистов из стран с практикой левостороннего движения, в том числе англичанина Георга Гаве. Отсюда и возник единственный в России участок Москва – Рязань с левосторонним движением. Впоследствии этот момент обговаривался, и «левшей» на магистралях России не было.
Общество Московско-Саратовской дороги строительство вело неумело. В итоге стоимость первого его отрезка – Коломенского участка – оказалась невероятно высокой. В конце ноября 1862 года общество заявило, что в силу значительных затрат оно не сможет вести дорогу до Саратова и просит ограничиться устройством пути лишь до Рязани.
На такое ходатайство последовало высочайшее соизволение, и новым Уставом от 8 января 1863 года действия незадачливых строителей ограничили участком от Москвы до Рязани, а организацию переименовали в Общество Московско-Рязанской железной дороги.
Открытие Коломенского участка состоялось 20 июля 1862 года, протяженность его составила 106 верст. Ежедневно на Москву отправлялось две пары поездов со скоростью 16 – 17 верст в час. Вагоны в поездах ходили двухосные, небольшие и особым комфортом не отличались. Лавки в вагонах 3-го класса шли вдоль стенки, поэтому «всякий ходил почти по вашим ногам». Тамбура не было, и дверь открывалась сразу на площадку – снег и ветер задували в вагон.
Но каким же образом в сравнительно небольшом городе оказались неподалеку друг от друга две станции?
Ко времени пуска железной дороги Москва-река из-за вырубки лесов по ее берегам начала мелеть, и доставка грузов водой становилась затруднительной. Казалось бы, стальные пути давали возможность Коломне поправить свое положение, тем более что правление дороги предлагало устроить станцию у самой Коломны. Но отцы города решили сорвать куш с железнодорожной компании и заломили огромную цену за место, нужное для развития станционного парка. Тогда железнодорожники приобрели пустошь в трех верстах от Коломны, у села Боброво, где и был выстроен временный деревянный дебаркадер новой станции Коломна.
Если отцы города, допустив оплошность со станцией, вначале помалкивали, то пассажиры стали жаловаться все громче и напористее. Вот любопытная заметка рассерженного пассажира того времени: «Мы не можем понять, почему эта станция не сделана ближе на ровном Митяевском поле? А сейчас от станции мы должны идти пешком до города полем, потом спускаться в овраг и проходить бойнями...»
Очень скоро на всех уровнях стали подсчитывать, насколько дороже гужевой транспорт и какой проигрыш во времени оборота товаров и грузов несут купечество и торговые люди из-за удаленности железной дороги от города. В спорах и взаимных нареканиях «за неустройство станции у города» прошло почти полтора года. Только после того, как правление Общества Московско-Рязанской дороги согласилось на предлагаемые коломенцами денежные и земельные уступки, город приступил к официальной процедуре.
В документах канцелярии московского генерал-губернатора хранится переписка «Об устройстве платформы железной дороги в Коломне». Вот выдержка из одного такого письма: «Коломенская Городская Дума при рапорте от 22 февраля 1864 года представила в губернское Правление два приговора тамошнего городского общества, в которых она изъявила желание на устройство Компаниею Московско-Рязанской железной дороги платформы при городе Коломне, уступить безвозмездно в пользу Компании городскую выгонную землю 14 десятин 244,5 кв. сажен, занятую под устройство дороги, и 4 десятины, необходимые для устройства пассажирской и товарной платформ; согласились уплатить единовременно, по добровольной между собой складке 10000 рублей и предоставило Обществу железной дороги в течение 25 лет взимать сверх платы, определенной по тарифу, по 10 копеек с каждого пассажирского билета...»
Собрав мнения сторон, московский военный генерал-губернатор направил большое письмо на имя министра внутренних дел России графа П.А.Валуева, где достаточно подробно привел аргументы в пользу Коломны. Листаем архивную папку дальше – вот он, долгожданный ответ-разрешение, получив который Московско-Рязанская приступила к строительству платформы Ново-Коломенская. В итоге всей эпопеи дорога и землю получила безвозмездно, и клиентов дополнительных приобрела, и в деньгах не потеряла.
Интересно, как дальше развивались денежные дела, связанные с «добровольной складкой» в 10 тысяч рублей от города. Убедившись, что Рязанская дорога не на словах, а на деле устанавливает платформу, прокладывает дополнительные пути к будущей товарной площадке, коломенское купечество и состоятельное мещанство собрались 10 ноября 1864 года в городской Думе, где открыли добровольный сбор обещанных тысяч. Буквально через два часа было собрано 8 тысяч. Их тут же перечислили на счет железной дороги.
Коломенское общество специальным посланием выразило благодарность губернскому начальству за хлопоты по устройству Ново-Коломенской платформы. Прошло более 30 лет. Из платформы за это время выросла станция, был построен вокзал. И вот новая просьба – о смене названий. Вопрос этот решился без особых мытарств. Согласно ходатайству Коломенской городской Думы, «со стороны надлежащего начальства последовало разрешение на переименование с 1 мая 1897 года станции Московско-Казанской железной дороги Ново-Коломна – в станцию Коломна, а станции первого класса Коломна при селе Боброве – в станцию Голутвин». Вот так на карте железных дорог России появились эти станции, которые и по сегодняшний день достойно несут свою железнодорожную вахту.
Юлиан ТОЛСТОВ
|