Из истории ж.д.заводов

Главная
СЖД 1964-1993
РЖД
Вокзалы
Вокзалы Москвы
Паровозы
Заводы и организации
Календарики на выставке
Рекламные календари
Ссылки
Список литературы
Гостевая

            [Назад к Заводам]          
   

Демиховский машиностроительный завод

С момента своего основания в мае 1935 г. профиль Демиховского машиностроительного завода менялся несколько раз. Это были этапы деятельности в области химического машиностроения, торфяной промышленности; начиная с 1992 г. основными видами выпускаемой здесь продукции являются электропоезда постоянного тока напряжением 3000 В и переменного тока напряжением 25 кВ 50 Гц. Всего за период своей деятельности в качестве электровагоностроительного завода ОАО "ДМЗ" разработано и освоено в производстве 17 типов поездов, выпущено более 3000 вагонов пригородных поездов, эксплуатируемых в России - от Смоленска до Владивостока, а также на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Так что сегодня можно с удовлетворением констатировать: в России есть своя отрасль электровагоностроения!

Уральский вагоностроительный завод

Создан во время пятилетки 1931—1936 и изначально производило тяжёлые железнодорожные вагоны. С 1936 года название Уральский вагоностроительный завод. Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года. Во время Великой Отечественной войны предприятие было переоборудовано в крупнейшую фабрику по производству танков. Одиннадцать предприятий западной части СССР в конце 1941 года были эвакуированы на завод, в том числе Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. До конца войны Уралвагонзавод выпустил свыше 35 тысяч известных Т-34. Кроме того, завод производил в это время: бронекорпуса для самолетов ИЛ-2, авиабомбы (типов ФАБ, ЗАБ, ХАБ), артиллерийские передки.
В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность. Уралвагонзавод выполнял заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. 19 марта 1946 года началось производство большегрузных платформ. В 1947 году приступили к производству полувагонов, в 1948 году — крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на Уралвагонзаводе.
В 1952 году Уралвагонзавод получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения Уралвагонзавода совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На этой основе на Уралвагонзаводе за 50-80-е годы XX века разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко использующихся в различных отраслях промышленности.
В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.
С 1974 года на Уралвагонзаводе был разработан и производился танк третьего поколение Т-72 — один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.
В 1974 году с конвейера сошел последний вагон с деревянной обшивкой.
С 1984 года завод носит название Уралвагонзавод.
Сегодня Уралвагонзавод всемирно известен благодаря своему производству российского боевого танка Т-72, а также современной модели Т-90. Разрабатываются проекты новейшего танка Т-95 и новые концепты военных машин. Уралвагонзавод играет важную роль в российском экспорте на рынке вооружений.

Тверской вагоностроительный завод

Тверской вагоностроительный завод — предприятие, выпускающее вагоны для нужд железных дорог, расположенное в городе Тверь. Завод основан в 1898 году французско-бельгийским акционерным обществом Диль и Балакан, под названием Верхневолжский завод железнодорожных материалов. В 1915 году завод меняет название на Тверской Русско-Балтийский завод, в 1918 году меняет название на Тверской вагоностроительный завод. В период с 1931 по 1990 год завод носил название Калининский вагоностроительный завод. Выпускаемая продукция Завод, за период своей работы выпускал 2-х осные товарные вагоны и платформы, пассажирские вагоны, почтово-багажные вагоны, трамваи, прицепные и головные вагоны электропоездов. В настоящее время выпускает пассажирские вагоны для поездов дальнего следования, тележки для пассажирских вагонов и вагонов метрополитена, колёсные пары.

Новочеркасский электровозостроительный завод

Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей стране. 1 мая 1936 новочеркасцы рапортовали о выпуске первой партии продукции: трех промышленных узкоколейных паровозов типа 159 (0-4-0). В 1937 завод выпустил уже 70 таких паровозов и приступил к освоению мощных танк-паровозов нормальной колеи типа 9П. Кроме того завод начал выпуск подъёмных кранов для торфоразработок. В годы войны завод эвакуируется на Урал, в город Воткинск и там выпускал самолеты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод. После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы.
6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22М. Первые электровозы были собраны из заделов подготовленных в Коломне и Москве. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, с 1948 завод приступил к серийному производству.
Для обеспечения возросших грузоперевозок завод создает конструкцию нового, более мощного восьмиосного грузового электровоза постоянного тока ВЛ8. Первый опытный электровоз выпущен в 1953. В 1955 изготавливается опытная партия из семи электровозов. С 1956 электровоз НЭВЗ выпускает уже серийно, и его постройка продолжается до 1963. Электровоз ВЛ8-009, выпущенный в марте 1956, стал для завода тысячным электровозом. Одновременно с продолжающимся производством электровозов постоянного тока, Новочеркасский завод в 50-х годах XX века развернул работу по созданию электровозов переменного тока. В 1954 были выпущены первые шестиосные магистральные электровозы НО (Новочеркасский Однофазный), впоследствии получившие обозначение серии ВЛ61. Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60. В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60р и ВЛ60к, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока выпускается партия электровозов ВЛ82 и ВЛ82м. Кроме того, были разработаны опытные серии электровозов: ВЛ80а — с асинхронными тяговыми двигателями, ВЛ80в — с вентильными тяговыми двигателями, ВЛ80вр — с вентильными двигателями и рекуперативным торможением, ВЛ84. Тяговый агрегат ОПЭ1В 1983 изготовлено два опытных двенадцатиосных электровоза переменного тока серии ВЛ85. Для открытых горных разработок НЭВЗ выпускает тяговые агрегаты ОПЭ-1. По заказу Финляндии в 1971 завод создает четырехосный электровоз Sr1, а по заказу Польши в 1978 создается электровоз ET-42. За 1983 заводом изготовлено 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr-1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе.
С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяженностью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар. Завод награжден орденом Ленина. Некоторые, массовые серии электровозов выпускавшиеся заводом: ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1.

Коломенский машиностроительный завод

Завод основан в 1863 году вблизи города Коломны военным инженером графом А. Е. Струве. Первой продукцией завода стали мостовые конструкции для железных дорог. Во второй половине XIX века выпускал паровозы, вагоны, речные суда, локомобили. С 1866 года именовался «Заводом инженеров братьев Струве». С 1871 года перешёл в Акционерное общество Коломенского машиностроительного завода. На заводе в Коломне построены первый российский паровоз (1869), первое в мире судно с дизельной установкой — буксир «Коломенский дизель» (1907), первый российский серийный тепловоз (1931). В первые годы Советской власти на заводе в небольших количествах выпускались паровозы, вагоны, трамваи и дизели. В 1931 году завод начал производить тепловозы, а в 1932 году совместно с заводом «Динамо» — электровозы серии ВЛ.
До начала Великой Отечественной войны (1941—1945) завод выпускал паровозы, тепловозы, электровозы, дизели, проходческие щиты и тюбинги для метро, турбины, тендеры-конденсаторы для паровозов. В годы войны завод обеспечивал нужды фронта: ремонтировал танки, строил бронепоезда, изготовлял боеприпасы. В 1943 году завод возобновил выпуск паровозов и дизелей. В ноябре 1953 года завод выпустил десятитысячный паровоз. С 1956 года завод серийно выпускает тепловозы, а также дизели для тепловозов, судов, подводных лодок, дизельных электростанций. Пассажирские тепловозы ТЭП60 и ТЭП70 выполняют львиную долю пассажирских перевозок по неэлектрифицированным линиям в России и Белоруссии, а также эксплуатируются в Казахстане. В 1935 году заводу присвоено имя В. В. Куйбышева. Завод награжден орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1945) и орденом Октябрьской Революции (1971).

Октябрьский электровагоноремонтный завод

Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) — крупнейшее предприятие, выполняющее все виды ремонта и модернизации пассажирского подвижного состава — пассажирских вагонов и электропоездов. Завод образован в 1826 году ОЭВРЗ занимается ремонтом и обслуживанием скоростного электропоезда ЭР200, а также фирменных поездов «Красная стрела», «Николаевский экспресс», «Русь», «Аврора». На базе заводе открыт единственный в России сервисный центр по ремонту редукторов типа WBA 32/2 немецкого концерна «Флендер» для пассажирских вагонов. Численность сотрудников предприятия — 1200 человек. Входит в состав «Трансмашхолдинга».

Уфимский тепловозоремонтный завод

Уфимский тепловозоремонтный завод — завод по ремонту тепловозов для нужд железнодорожного транспорта и предприятий промышленности, расположенный в Уфе (Башкирия). Завод основан в 1888 году как Уфимские железнодорожные мастерские. В 1940 году мастерские переименованы в Уфимский паровозоремонтный завод. В 1968 году в связи с началом ремонта тепловозов завод получает наименование Уфимский тепловозоремонтный завод. Во время Великой Отечественной войны на территории завода были размещены эвакуированные Гомельский вагоноремонтный завод, Станиславский паровозовагоноремонтный завод, Изюмский паровозовагоноремонтный завод, Запорожский паровозовагоноремонтный завод. С 1968 года завод начинает ремонтировать тепловозы ТГК-1 и ТГК-2, с 1980 года ремонтирует тепловозы серии ТЭМ2. Ссылки Сайт Уфимского тепловозоремонтного завода

Мичуринский локомотиворемонтный завод

Мичуринский локомотиворемонтный завoд (Мичуринский ЛРЗ, «Милорем») — завод в городе Мичуринске Тамбовской области, производящий ремонт тепловозов серий ЧМЭ3, М62 для нужд железных дорог. Завод основан в 1866 году как Козловские железнодорожные мастерские Рязанско-Козловской железной дороги.
Козловские паровозные мастерские в 1928 году получают статус паровозоремонтного завода. Паровозы завод ремонтировал до 1976 года. С 1973 года завод называется тепловозоремонтным (Мичуринский ТРЗ), начинается переориентация на ремонт маневровых тепловозов чехословацкого производства ЧМЭ2 и ЧМЭ3. Последний отремонтированный на заводе паровоз Эр-703-49 вернулся на территорию завода и занял место на постаменте. Кроме вышеупомянутых серий тепловозов завод в разное время капитально ремонтировал тепловозы серий ТЭМ1М, ТЭП60, М62 (всех модификаций). Ссылки Мичуринский локомотиворемонтный завод

nbsp;   
    
    При подготовке материала были использованы статьи ВИКИПЕДИИ  
;
          [Назад к Заводам ]
   
   
Hosted by uCoz