|
Белорусский вокзал
Во
второй половине 60-х годов XIX века от Тверской
заставы на западе Москвы началась прокладка
железной дороги, которая вела к Смоленску, а от
него к Бресту и затем на Варшаву. Называлась
дорога Московско-Смоленской.
Смоленские промышленники, заинтересованные в
соединении с Москвой, охотно давали деньги на
будущую железную дорогу, москвичи тоже понимали ее
выгодность. В апреле
1867 г. Московская Городская Дума приняла решение
уступить железной дороге "бесплатно участки
городской пустопорожней земли, которые ей могут
понадобиться под Московскую станцию и под самую
дорогу, как в черте города, так и вообще в
городских владениях... ".
23 апреля 1868 г.
император Александр II разрешил "приступить к
работам по предполагаемой железной дороге от
Смоленска до Москвы и утвердить в общем виде
направление этой дороги". Оставалось найти место
для станции и вокзала.
Наиболее удобной сочли
местность у Тверской заставы: это было довольно
близко к городу, позволяло проложить от новой
дороги соединительную ветку с Николаевской
железной дорогой. К тому же выбор был продиктован
и экономическими соображениями: большая часть
земель, предназначаемых под станцию и пути, не
приносила городу никакого дохода, так что издержки
города на отчуждение частных земель и снос
построек составили всего 50 тыс. рублей.
Строительство вокзала,
которому дали название Смоленский, началось в
конце апреля 1869 г. Ответственным за возведение
зданий и всех построек, согласно контракту, был
крупный предприниматель, владелец кирпичных
заводов статский советник Немчинов. (О нем
напоминает сегодня название станции Немчиновка,
устроенной по просьбе братьев Немчиновых,
основавших в пригороде Москвы дачный поселок.)
Однопутная
Московско-Смоленская железная дорога строилась
одновременно из Смоленска и из Москвы. 9 августа
1870 г. от Смоленска до Гжатска (ныне г. Гагарин)
прошли первые рабочие поезда. На московском
участке путь до станции Бородино был уже готов, и
рельсы спешно укладывались до Гжатска: 25 августа
ожидалась комиссия по приемке линии. На дорогу
стал поступать подвижной состав, заказанный в
Европе. Вокзал тоже
строился довольно быстро: к началу сентября
двухэтажное каменное здание было уже
оштукатурено.
Брестский
вокзалТоржественное
открытие Московско-Смоленской железной дороги
состоялось 19 сентября 1870 г. О новом вокзале -
шестом по счету и втором (после Николаевского) по
размерам в Москве - пресса писала: "Станция
представляет собой довольно красивое здание. С
открытием движения по Смоленской дороге вся
местность, прилегающая к Тверской заставе и
четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь
цены на дома и пустопорожние земли здесь
возвысились довольно значительно".
Название "Смоленский"
вокзал носил до ноября 1871 г. Железная дорога
была продлена от Смоленска до Бреста, и линия
Москва - Брест стала самой протяженной в стране
(1100 км). Вокзал в Москве стал называться
Брестским. Весной 1896
г. в связи с предстоящей коронацией Николая II
известному архитектору Льву Кекушеву было поручено
срочно построить для встречи царской семьи на
Брестском вокзале Императорский павильон. К началу
мая в правой части вокзала появился деревянный
терем. Внутри это
здание, выполненное в псевдорусском стиле,
восхищало богатым убранством.
Стены и потолки Императорского павильона были
обиты тиком стального цвета, фризы и потолок
украшали золоченые орнаменты, мебель была завезена
французская. Терем делился на три части: в центре
была приемная; а по бокам - крытые застекленные
галереи, за которыми следующие - крытые, но без
стекла - галереи шли до самой платформы. Крыльцо
венчал рельефный государственный герб. Рядом стоял
флагшток, на котором 6 мая 1896 г. в момент
прибытия царского поезда был поднят императорский
штандарт. Выход из павильона на вокзальную площадь
застилал бархатный ковер.
Императорский павильон
долго служил для торжественных встреч знатных
особ. Разобрали его лишь в 1908 г. во время
строительства современного вокзального здания.
По мере роста
пассажирских перевозок Брестский вокзал стал
тесен. В начале 90-х годов XIX века железная
дорога стала двухпутной, а платформа отправления
была одна. Вокзальные помещения, особенно третьего
класса, тоже не могли вместить в себя пассажиров
даже одного поезда. Начальник дороги Д.А. Кригер,
начиная с 1898 года, неоднократно обращался в МПС
с просьбой выделить деньги на обновление и
расширение станции (с 1 июня 1896 г. дорога стала
казенной). Но приступить к реконструкции удалось
лишь в 1907
году.
Проект
Белорусского вокзала, архитектор Струков
И.Автором проекта нового
Брестского вокзала стал архитектор И. Струков.
Здание состояло из двух корпусов, сходящихся под
тупым углом. Угловая часть - в то время
одноэтажная - предназначалась под царские покои и
получила название "Царский угол". Деятельное
участие в строительстве принимал новый начальник
дороги, военный инженер, генерал Ф. Мец.
К весне 1910 г.,
правое крыло здания было готово. На вокзале
появились четыре посадочные платформы. Крайняя,
Императорская, была одновременно и передаточной -
через соединительную ветку с Николаевской
магистралью. Первую
очередь вокзала торжественно открыли 25 мая 1910
г. А церемония освящения левого крыла состоялось
почти через 2 года - 26 февраля 1912 г.
Новый вокзал был
красив и просторен, его площадь в 3 раза превышала
площадь прежнего вокзала. Всеобщее восхищение
вызывали и архитектурный облик здания, и отделка
интерьеров, и новейшее техническое оборудование
телеграфа и билетных касс, где впервые в Москве
были установлены аппараты, печатающие
железнодорожные билеты. А пресса особо
подчеркивала что, "все здание выполнили из железа
и бетона и безопасно в пожарном отношении".
Зал 1 и 2
класса, архитектор Струков
И.В год
открытия нового Брестского вокзала Россия
праздновала столетие войны с Наполеоном. В связи с
этим "по всеподданнейшему докладу г-на Министра
Путей Сообщения (С. В. Рухлова) 4 мая 1912 г.
последовало Высочайшее Его Императорского
Величества соизволение на переименование
Московско-Брестской железной дороги в
Александровскую". Именно с этого времени вокзал
получил название Александровского, а паровозы и
вагоны стали украшать объемные вензеля Александра.
Позже из-за дороговизны их стали просто рисовать
на стенках подвижного состава.
В дни первой мировой
войны Брестский вокзал одним из первых стал
фронтовым. Отсюда отправлялись эшелоны на запад,
сюда привозили раненых, для которых были
организованы первые пункты питания.
В августе 1922 г.
Александровская и Московско-Балтийская дороги были
объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, и
вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. А
с мая 1936 г. - после очередной реорганизация
железных дорог - вокзал получил свое теперешнее
имя - Белорусский. Именно под этим именем он вошел
и в историю Великой Отечественной войны как
вокзал, с которого эшелоны уходили на фронт во имя
Великой Победы.
Отреставрированный Белорусский
вокзалБелорусский
вокзал несколько раз перестраивался. Но благодаря
умелой и бережной реконструкции мы и сегодня можем
любоваться величественным фасадом здания, его
лепными украшениями и орнаментом, сохранившими
свой первоначальный вид. Но Белорусский вокзал -
это не только памятник отечественного зодчества,
а, прежде всего, современный вокзальный комплекс,
отвечающий мировым стандартам.
При подготовке
материала были использованы следующие издания:
1. История
железнодорожного транспорта России. Т. I:
1836-1917гг. - СПб, 1994.
2 .Железнодорожный
транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1994.- 559 с.:
ил. 3. Московская
железная дорога. Через годы, через расстояния./Под
ред. И. Л. Паристого. - М.: "Железнодорожный
транспорт", 1997 г. 4.
Вокзалы России. Детская энциклопедия, N 11' 2001, стр.7. [<-Cавеловский вокзал] [Назад к Вокзалам Москвы] [Ярославский вокзал->]
|
|
|