«  Назад 

Символ мощи и несокрушимости России


Теперь уже, наверное, петербуржцы только самого преклонного возраста помнят, что много десятилетий назад на бывшей Знаменской (ныне Восстания) площади перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом возвышалась конная статуя императора российского Александра III.

Краткая история появления монумента такова. В августе далекого 1899 года Петербургская городская управа решила установить в Санкт-Петербурге памятник в «Бозе почившему Императору Александру III». Работа была поручена большому мастеру Павлу Трубецкому. Он долгие годы проживал в Италии, но часто навещал Россию, которую ценил и любил и где пользовался большой известностью.

Князь Трубецкой начал обдумывать эту скульптуру в преддверии 200-летия Петербурга. И если растреллиевский Петр олицетворял собой мощь империи, а «Медный всадник» Фальконе – стремительное движение страны, начатое Петром, то Трубецкой противопоставлял им гиганта в генеральской форме на коне-тяжеловозе.

Страсть Трубецкого к своей работе делала из него неутомимого труженика. Непросто было найти модель всадника – император действительно был крупным мужчиной. Случай помог встретить на одном из многочисленных парадных воинских построений высокого солдата могучего телосложения. И вскоре тот богатырь подолгу позировал мастеру, сидя на громадной, спокойной лошади. Впоследствии, выйдя в отставку, по рассказу известного думского деятеля Василия Шульгина, этот солдат служил на доверенной должности в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, и с большим достоинством снимал с депутатов пальто.

К весне 1900 года вчерне был готов вариант памятника: монарх – в генеральском мундире с орденами и лентой через него, в заправленных в ботфорты шароварах и с круглой барашковой шапкой на голове. Лошадь со свободно опущенными поводьями словно остановилась и пригнула голову к груди. Монумент как бы символизировал спокойствие, мощь, несокрушимость России.

Столь необычная, какая-то простонародная императорская форма имеет следующее объяснение. Александр III поручил Военное ведомство своему брату, Великому князю Владимиру Александровичу. При нем наступил период «русификации» – в армии вводили новую форму: мундиры в виде полукафтанов, цветные кушаки, барашковые круглые шапки, широкие шаровары, заправленные в сапоги.

Жена покойного императора Мария Федоровна, прослышав о необычности готовящегося памятника, летом 1901 года посетила ателье скульптора, где ее встретили Павел Трубецкой и министр финансов Сергей Витте. Модель демонстрировалась в натуральную величину. Императрица Мария Федоровна осталась очень довольна и образом, и значимостью фигуры монарха. Она высоко оценила этот монумент.

Отлитый в бронзе памятник Александру III был открыт 23 мая 1909 года. Император не случайно лицом был обращен к Николаевскому вокзалу, от которого начинался стальной путь к Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. На лицевой стороне памятника, на пьедестале бронзовые накладные литеры составили фразу: «Императору Александру III – Державному Основателю Великого сибирского пути».

Ранее предполагалось укрепить на пьедестале четыре медальона (Сперанский, Ермак, Муравьев-Апостол, архимандрит Иннокентий с соответствующим текстом о заслуге этих лиц в Транссибе), а на подножии пьедестала – сценки из истории Сибири. Но в окончательном варианте от этого излишества отказались, ограничившись вышеназванной фразой. Рисунок невысокой художественного литья ограды был предложен академиком архитектуры Федором Шехтелем.

На торжестве открытия присутствовали Николай II, вся многочисленная августейшая семья, императорский двор, высшие сановники империи, деловой мир, общественность.

Прошли годы. В советское время исчезла оградка Шехтеля, съежился цветник у памятника, почти вплотную к нему стали ходить через площадь трамваи. При реконструкции площади в 1937 году памятник сняли и перевезли в хоздвор Русского музея. Кстати, это единственный питерский монумент, получивший в блокаду прямое попадание артиллерийского снаряда. Но сооруженное заботливыми сотрудниками музея укрытие выдержало, и скульптура не пострадала.

В период перестройки Комитет по культуре Петросовета принял решение вернуть монумент в городскую среду. В ноябре 1994 года памятник доставили из Русского музея к Мраморному дворцу и установили на пьедестале, на котором долгие годы ранее стоял броневик, тот самый ленинский броневичок от Финляндского вокзала. Пожалуй, не многие царские монументы имеют столь непростой «жизненный маршрут»: снесли, задвинули в темный угол, благо не попал в переплавку, пережил войну и опять не угодил в плавильную печь для восстановления народного хозяйства и наконец-то вновь обрел себе приличное для обзора место.

Юлиан ТОЛСТОВ.


Hosted by uCoz