История паровозов

Главная
СЖД 1964-1993
РЖД
Вокзалы
Вокзалы Москвы
Паровозы
Заводы и организации
Календарики на выставке
Рекламные календари
Ссылки
Список литературы
Гостевая

[НАЗАД к ПАРОВОЗАМ]
        

Товарные паровозы типа 0-3-0 и 1-3-0


     Первые два товарных паровоза для Петербурго-Московской железной дороги были построены Александровским заводом в марте 1845г.Это были локомотивы типа 0-3-0 с двумя наклонно расположенными цилиндрами и задней осью, размещенной за топочной частью котла. Паровоз в рабочем состоянии весил 30т.,ход поршня - 508мм. Парораспределение осуществлялось так называемыми экспансионными (расширительными) золотниками. Они позволяли изменять направление движения и устанавливать определенную остечку пара. Продувательные цилиндровые краны открывались только снаружи, поэтому при отправлении поезда помощник машиниста, открыв краны, шёл рядом с паровозом до прекращения выдувания воды, после этого он закрывал краны и на ходу вскакивал на паровоз. Колёса выполнялись чугунными без бандажей и противовесов, что делало ход локомотива очень неспокойным. Шатуны имели круглое сечение. Не было будок для машиниста и помощника, площадок и перил вокруг котла, песочниц, клапнов для поддувала.          
Некоторые из паровозов типа 0-3-0 вскоре после постройки для уменьшения нагрузки от колёсных пар на рельсы были снабжены передней бегунковой колёсной парой. В результате получился тип 1-3-0, нигде в мире до этого не применявшийся.
Модель паровозов типа 1-3-0
    Модель паровозов типа 1-3-0

    

Товарный паровоз типа 0-3-0 серии Гв


          Первые паровозы Александровского завода были несовершенны. Желая усовершенствовать свой паровозный парк, Николаевская железная дорога с 1863г. приступила к капитальной переделке товарных паровозов типов 0-3-0 и1-3-0.     
В течение 1863-1867гг. на Александровском заводе были переделаны 93 паровоза, из которых 42 получили обозначение Га, 31 - Гб и 20 - Гв. Оставшимся 28 непеределанным паровозам было дано обозначение серии Д. На паровозах серии Г были поставлены новые котлы, крытые будки, поручни или перила вокруг котла. На паровозах серии Га и на части паровозов серии Гб парораспределение продолжало осуществляться экспансионными золотниками, на остальной части паровозов серии Гб и на всех локомотивах серии Гв был поставлен кулисный парораспределительный механизм Аллана.
Паровоз типа 0-3-0 серии Гв>
    Паровоз типа 0-3-0 серии Гв

Пассажирский паровоз типа 2-2-0


     В период с 1845-1848гг. Александровский завод построил для Петербурго-Московской железной дороги 43 пассажирских паровоза типа 2-2-0. Большинство деталей были одинаковыми с деталями товарных паровозов типа 0-3-0 серии Д. Первоначально пассажирские паровозы имели только номерное обозначение (№122-164), но затем, когда в 1863-1867гг. их начали капитально переделывать, не подвергшиеся переделке паровозы получили обозначение серии В. Один из паровозов серии В (№154) вёл первый пассажирский поезд от Петербурга до Москвы при открытии железной дороги.
          Переделанные паровозы получили обозначение серии Б с нижними индексами А,Б и В, характеризовавшими те или иные конструктивные изменения. Переделкой паровозов серии В в паровозы серии Б нельзя было существенно улучшить обслуживание пассажирских поездов. Поэтому паровозы серии Б перевели на более лёгкие участки, а к началу ХХ века исключили из инвентаря. годы выпуска 1856-1858, 1860-1861, 1870, 1872, 1875-1876, 1879-1881, 1891, 1902-1906 построено 123 (считая переделанные), в т.ч. импорт 61 (Великобритания, Германия, США) вес 32.5-54.2 т, сцепной 22-30.6 т нагрузка на ось до 15.5 т скорость 76-95 км/ч
Паровоз типа 2-2-0 серииБв
    Паровоз типа 2-2-0 серии Бв

    

Паровозы серии Н


          Самый распространённый пассажирский паровоз в дореволюционной России. годы выпуска 1892-1893, 1895-1898, 1900-1914 построено 1083, в т.ч. импорт 6 (Германия) списание: последние - в 1950-х расшифровка обозначения: разработан для Николаевской ж-д
               НВ
     Паровоз с кулисным механизмом Вальсхарта, другими передней тележкой и цилиндрами. Строился только для казённых железных дорог. изготовители - Коломенский, Брянский, Луганский, Сормовский заводы годы выпуска 1903-1904, 1907-1909 построено 167 вес 59 т, сцепной 45 т нагрузка на ось 15 т скорость 90; 105; 120 км/ч
Паровоз серии Нв
    Паровоз серии Нв

Cерия Б


     Мощный и быстроходный пассажирский паровоз с простой машиной, разработанный по заказу Московско-Киево-Воронежской железной дороги, чрезвычайно удачной конструкции. Максимальная скорость для него первоначально была установлена 105 км/час, а затем повышена до 115 км/час.
    Машина паровоза была малочувствительна к колебаниям скорости, что делало паровоз пригодным для скоростных поездов и для работы на линиях, идущих по пересеченной местности
    
Паровоз серии Б
    Паровоз серии Б

    ;
Паровоз серии Б
    Опытный пассажирский паровоз типа 2-3-0 серии Б, построенный в 1907г.

     Годы выпуска 1907, 1909-1914; всего построено 252; списание: 1950-е годы; изготовители - Брянский, Луганский заводы; конструкторы - С.О.Розенблюм, Н.Ф.Денисов; расшифровка обозначения: спроектирован на Брянском заводе; вес 74.5 т, сцепной 47 т; нагрузка на ось 15.7 т; скорость 105; 115 км/ч;

Серия ЛП (Л)


    Мощнейший дореволюционный пассажирский паровоз, разработанный для Владикавказской железной дороги. Паровоз имел сложную четырёхцилиндровую паровую машину. Предназначался для вождения курьерских поездов на больших скоростях. Первоначально имел серию Л, но в 1947 эту серию отдали грузовому паровозу, а пассажирскому добавили индекс П.
Паровоз серии Лп
    Паровоз серии Лп

     Годы выпуска 1914-1918, 1923-1926; построено 66; изготовитель - Путиловский завод; конструкторы - А.С.Раевский, В.И.Лопушинский, М.В.Гололобов; расшифровка обозначения: В.И.Лопушинский - автор эскизного проекта; вес 96.7 т, сцепной 51.9 т; нагрузка на ось 17.3 т; скорость 105; 120 км/ч; мощность 1500-1600 л.с.

Серия ИС (ФДП)

4октября 1932 года Коломенский машиностроительный завод выпустил первый пассажирский паровоз типа 1-4-2, которому по предложению рабочих ислужащих завода была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин) Мощный пассажирский паровоз, унифицированный по многим деталям с грузовым паровозом ФД. В 1962 году серия была заменена на ФДП, хотя паровоз не был разновидностью ФД.
построено 649; списание: в основном, 1966-1972 .
Паровоз серии ИС
    Паровоз серии ИС

    

Семейство Л Грузовые паровозы

В 1944-1945 годах конструкторы Коломенского машиностроительного завода разработали технический проект нового локомотива. И уже 5 октября 1945 года новый паровоз, обозначенный П-0001 (Победа) совершил первую поездку от Коломны до станции Рыбное. В 1947 году паровозу было присвоено обозначение Л по фамилии гл.конструктора Л.С. Лебедянского. Удачная конструкция и хорошие динамические качества паровозов серии Л позволили эксплуатировать их на значительной части железнодорожной сети. .
годы выпуска 1945-1955, построено 4200
Паровоз серии Л
    Паровоз серии Л

     Прозвища: Лебедянка, Элка,
В 1952 г. конструкция паровоза была пересмотрена и улучшена без изменения серии. изготовители - Коломенский, Брянский, Ворошиловградский заводы; годы выпуска 1945-1955; построено 4199; вес 103-107 т, сцепной 91-94 т; нагрузка на ось ~18.2 т; скорость 80 км/ч; мощность 2200 л.с.

Серия ЛВ

Паровоз с водоподогревателем и другими усовершенствованиями, разработанный на базе паровоза Л. Первые паровозы имели серию ОР18.
годы выпуска 1952-1956; построено 522; списание: последние в середине 1970-х; изготовитель - Ворошиловградский паровозостроительный завод; расшифровка обозначения: Л Ворошиловградский; вес 120 т, сцепной 91 т; нагрузка на ось ~18.2 т; скорость 80 км/ч; мощность 2420 л.с.;
Паровоз серии ЛВ
    Паровоз серии ЛВ

    ;

Паровоз 9П

Единственный маневровый паровоз, выпускавшийся серийно в значительных количествах.
Годы выпуска 1935-1941, 1946-1957; построено около 3188; изготовители - Коломенский, Новочеркасский, Муромский заводы; прозвище: Клоп
Паровоз 9П
    Паровоз 9П

    ; 9П Конструкция трижды перерабатывалась без изменения серии. изготовители - Коломенский, Новочеркасский, Муромский заводы; годы выпуска 1935-1941, 1946-1955; построено около 2688; вес 54, 55.2 т; нагрузка на ось ~18 т ; скорость 35 км/ч

Паровоз П 38

 Грузовой паровоз П 38
    Грузовой паровоз П 38

Громадный сочленённый паровоз с осевой нагрузкой 20 тонн, самый крупный и тяжёлый паровоз в истории отечественных железных дорог (если считать с тендером). Появился слишком поздно.
годы выпуска 1954-1955; построено 4; изготовитель - Коломенский завод; главный конструктор - Л.С.Лебедянский ; вес 214.9 т, сцепной 164 т; скорость 85 км/ч


    
    
    При подготовке материала были использованы следующие издания: 
       1. Раков В.А. "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955" изд."Транспорт",1995
     2.  Сайт Вячеслава Соколова, посвящённый локомотивам (и не только отечественным)
     3.  Фотогалерея РЖД
[НАЗАД к ПАРОВОЗАМ]
   
   
Hosted by uCoz