|
Павелецкий вокзал О
сооружении Павелецкого вокзала в Москве впервые
заговорили в 1895 году в связи с ожидаемым
строительством новой железнодорожной линии
Павелец-Москва. Разрешение на это строительство
добилось Общество Рязанско-Уральской железной
дороги, одна из самых крупных железнодорожных
компаний России в конце XIX века.
Московская Городская
управа, Министерство путей сообщения и Общество
Рязанско-Уральской железной дороги тщательно
выбирали место для будущего вокзала. Специально
созданная комиссия обсудила ряд вариантов и
остановила свой выбор на местечке Кожевники на
юго-востоке Москвы. Пассажирскую станцию было
решено расположить на улице Зацепа, а товарную -
вдоль Даниловской улицы. "Избранное для станции
Обществом Рязанско-Уральской ж.д. место более
всякого другого отвечает нашим интересам", -
говорилось в обращение фабрикантов и заводчиков в
Городскую управу от 2 сентября 1897 г.
Получив участки земли
под станцию, Рязанско-Уральская железная дорога
обязалась возвести над Серпуховским шоссе
путепровод, принять участие в перестройке Малого
Краснохолмского моста через Водоотводный канал, а
также устроить перед пассажирским зданием площадь
"длиною вдоль Зацепы не менее 70 сажен и шириною
от пассажирского здания до Зацепы не менее 20
сажен". 19 января 1900
г. - на линии Павелец-Москва открылось движение
поездов. Новый вокзал в Москве к этому времени еще
не был готов, поэтому первые поезда из Павельца
приходили на Курский вокзал. Однако вскоре
Первопрестольную украсил Саратовский вокзал, так
он именовался в документах, по имени города
Саратова - крупнейшего узла сети дорог Общества
Рязанско-Уральской дороги. Название "Павелецкий"
утвердилось только после Великой Отечественной
войны.
Саратовский вокзал
Архитектор А.
Красовский спроектировал изящное, удобное здание
длиной 39,3 саж., шириной 10,65 саж., высотой в
два этажа, с третьим - над средней частью здания и
с мансардами над боковыми выступающими частями.
Построено оно было из кирпича на бутовом
фундаменте. Фасад был облицован специальным
кирпичом, а цоколь - тесаным камнем.
В центре вокзала
располагался операционный зал, отделявший залы для
пассажиров 1 и II класса от помещений III класса.
Второй этаж был отведен под служебные помещения,
квартиру начальника станции и жилье сторожа и
буфетчика. По фасаду вокзала со стороны путей шли
служебные помещения, парадные комнаты и выходы на
платформу. С
постройкой вокзала жизнь на Зацепе оживилась.
Привокзальная площадь вскоре была застроена
каменными домами, магазинами, трактирами,
гостиницами. К вокзалу провели конку, а затем
трамвай. Справа от вокзала расположился Зацепский
рынок, слывший самым дешевым в Москве.
В начале 80-х годов
прошлого века началась реконструкция Павелецкого
вокзала, в ходе которой его площадь увеличилась в
6 раз, а пропускная способность - в 4.
3 ноября 1987 г.
обновленный Павелецкий вокзал принял первых
пассажиров. Архитекторы А. Гурков, С.Кузнецов и
А.Воронцов сумели сохранить архитектурный облик и
стиль прежнего вокзала. Кстати, старое здание не
было разрушено, оно стало частью современного
комплекса. Снаружи новый вокзал кажется
одноэтажным, но на самом деле за фасадом
помещаются три уровня пассажирских помещений и
технический этаж. От старого вокзала сохранены два
зала с их первоначальным декором, подкупольные
пространства органически вошли в объем интерьеров,
придав им
торжественность.
Павелецкий
вокзал На
современном Павелецком вокзале могут разместиться
и получить качественное обслуживание около 10 тыс.
человек. Вокзал все время развивается. С 3 августа
2002 года, когда открылась скоростная
транспортная система Москва Павелецкая - Аэропорт
Домодедово, в Красном зале Павелецкого
вокзала действует терминал для регистрации
авиапассажиров.
При подготовке
материала были использованы следующие издания:
1. История
железнодорожного транспорта России. Т. I:
1836-1917 гг. - СПб, 1994.
2. Железнодорожный
транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская
энциклопедия, 1994.- 559 с.: ил.
3. Московская железная
дорога. Через годы, через расстояния./Под ред. И.
Л. Паристого.-М.: "Железнодорожный транспорт",
1997 г.,стр.282-285 4. Вокзалы
России. Детская энциклопедия, N 11' 2001;
[<-Ленинградский вокзал] [Назад к Вокзалам Москвы] [Рижский вокзал->]
|
|
|